Ассаляму алейкум…

Несколько лет назад, читая один блог мусульманки, я вдохновилась ее примером воспитания и образования детей. И решила четко для себя, что моим детям нужно также составить план занятий и общие расписание дня. Как  выглядит наше расписание дня, вы можете увидеть на фото.

rezhim_dnja
К стати я его наклеила на красивую блестящую основу, и украсила аятами с Корана и картинкой Благословенной Мекки. И это детское расписание дня, находиться в детской комнате, и как только они просыпаются, первым делом мы вместе смотрим на эту картинку и вместе перечитываем расписание нашего дня, а после приступаем к его выполнению.

Также мной был разработан краткий обзор планов уроков для маленьких детей. Хотя и являюсь по образованию учителем, но я никогда не работала с детьми в школе или детском саду. Поэтому мои дети стали для меня помощниками, и теперь благодаря им я могу свободно одновременно провести день с 10 малышами. И думаю, что мой пример будет полезен для многих мам.

rezhim_dnja

Сначала были мною включены в планы уроков,  важные сферы развития, в которых  малыши нуждается на разных стадиях роста. Я разделила план урока на несколько разделов:

  • Сенсорный
  • Речь и словарный запас
  • Творчество
  • Физическое развитие
  • Крупная и мелкая моторика
  • Стишки, пальчиковые игры и движение
  • Ежедневные жизненные навыки маленького мусульманина

Зачастую различные области развития будут пересекаться. Один вид деятельности может реально способствовать нескольким направлениям развития — например такая игра, где нужно использовать щипцы, чтобы ими собрать  игрушки  из песка — будет способствовать  сенсорному развитию и мелкой моторике.

Я также использую более тематический подход …

У нас с детьми, базируется все темы уроков вокруг конкретного объекта или группы объектов, а не абстрактных идей. Важно определить конкретные объекты, которые будут значимыми и ощутимыми для ребенка. Например, я не включаю тему о дружбе, потому что это не материальное понятие. Вместо этого, о дружбе нужно учить детей, через  ежедневное взаимодействие с ребенком. Темы я выбираю таким образом, чтобы выделить более конкретные понятия или предметы, и тем самым, помочь детям  научиться соединять словарное развитие с физическим.

Рекомендую почитать также: Одаренные дети. На что обратить внимание и почему вы это должны знать

Вот некоторые из тем, которые я использовала …

  • Копать, копать, копать: инструменты, земля, и растения которые мы используем и выращиваем (полностью раскрыть ребенку эту тему).
  • Я люблю кушать: рассказываем и моем под краном, очищаем и  едим овощи и фрукты (словарное и физическое развитие)
  • Звуковые сигналы транспортных средств: грузовики, легковые автомобили, самолеты и лодки (словарное и физическое развитие).

План урока …

Мои  планы собственных уроков созданы на основе сфер развития ребенка. Тем самым, эти планы помогают, не только детям, но, и мне тоже.  Вот частично завершенный образец плана уроков:

tema_uroka_dlja_malisha

На каждый день я прописываю «заголовок деятельности» которую мы с детьми планируем делать  каждый день. Затем  к каждой деятельности прилагается  план и расписание дня, часто на несколько страниц информации, в которых описываются детали каждого вида деятельности, выделенных в общем плане. Обязательно в занятия основываются в первую очередь на столпах Ислама. Например: если какую то дело запрещено делать — то нужно обьяснить ребенку, с точки зрения Ислама о запрете, а не с точки зрения мамы, бабушки и воспитателя. Если это харам (грех, запрещенное), тогда ребенку нужно обьяснить как можно подробнее что такое «ХАРАМ».

Вот два примера план урока:

1

Писать можно как от руки, так и в электронном виде.

Последовательность и повторение

Планы уроков остаются не в  неизменном формате, и это мне помогает еще легче выполнять их. В планы уроков включены многие виды деятельности, которые повторяются еженедельно; например деятельность со шкатулкой или сундуком (ящиком с крышкой) представлена для детей каждую неделю, но элементы в сундучке каждую неделю меняются в соответствии темы конкретной недели.

2

Ежедневные жизненные навыки маленького мусульманина

Я всегда, практически с первых дней рождения ребенка, включаю режим детей, ежедневные жизненные навыки, например, такие как: мытье рук в раковине, чтение Дуа (молитвы перед сном) или помощь в уборке дома или приготовление обеда и т.д.

Сенсорное развитие

У нас, также, включены в распорядок дня, сенсорные деятельности, например теплая и холодная вода, настольный или уличный песок и земля, изготавливаем сенсорные книжки, изучаем камушки, растения и т. д

Пальчиковые игры и движение

В нашем доме, читаются детям, короткие стишки, которые также показываются на пальцах, или всем телом. Тем самым при такой деятельности, идет развитие, не только памяти ребенка, но и воображение и физические возможности.

Детские стишки

Мой план уроков для развития детей, дает мне замечательную коллекцию детских стишков (на данный момент только на албанском языке и украинском). Еще мы практикуем изучение одного большого стишка  в неделю.

Алфавитные буквы и другие понятия

Эти понятия были введены или усилены мною, через различные темы на ежедневной основе. Вместо того, чтобы детей посадить и говорить что этот цвет красный, а это буква «А», я использовала другие методы объяснения букв, форм, и цветов. А именно, при случайном взаимодействия с малышами на ежедневной основе, а не во время уроков. Хотя, на самом деле, даже случайные взаимодействия, я планирую, продумываю, как проводить день со своими детьми. И в результате каждый мой день проведенный с детьми, стал частью общей программы их развития и воспитания.

Краткий дошкольный план для развивающих занятий в домашних условиях с детьми в возрасте 3, 4, 5 лет.

Физическое развитие.

  1. Намаз, да..да.. именно молитва мусульман, она очень важна как духовно так и  физически для человека. Поэтому чем раньше начнем выполнять намаз (молитву), тем лучше для нас же самих.
  2. Массаж, зарядка (можно сопровождать словами, стишками или даже видео).
  3. Играть с мячом — для всех возрастов (катать, бросать и ловить).
  4. Ходить (по земле, траве, ступенькам, бревну, по горке…).
  5. Бегать (босиком, в обуви, с препятствиями, во время игр, догонялки).
  6. Прыгать ( на ровном месте, с различными препятствиями, со скакалкой, резинки, классики).
  7. Домашний детский спортивный тренажер
  8. Бассейн — лично для меня этот вид физического развития, является одним из самых лучших.
  9. Велосипед, самокат, коньки, ролики, лыжи.

Творческие занятия

  1. Аппликация (из подручного материала, пряжи, ниток, бумаги, теста, природных материалов), пряжи, ниток, бумаги, теста, природных материалов).
  2. Лепить из земли, теста, глины, пластилина, песка.
  3. Рисовать пальчиковыми безвредными красками, мелом, шариковой ручкой, карандашом, фломастером.
  4. Поделки (из подручного материала, ткани, фольги, бумаги).

Мелкая моторика.

  1. Вытаскивать, застегивать, зашнуровывать
  2. Выкладывать из кубиков, камушков, ракушек, зерен, овощей, фруктов, листочком и т.д.
  3. Пальчиковые игры с словарным сопровождением.
  4. Конструкторы, как магазинные, так и самодельные.
  5. Играть с песком, землей, глиной.
  6. Сортировать по размеру, форме, цвету, виду и сорту.
  7. Пересыпать, поделки различные делать, перебирать, просеивать (макароны, сахар, бобовые, зерна, жидкость).

Ролевые игры.

  1. Кукольный театр — покупной и самодельный.
  2. Различные игры, мягкими игрушками, куклами, и пальчиковыми куклами, и сами дети после выполняют роль персонажей из сказок.
  3. Играть с транспортом.

Логика, память, цвет, объем, форма.

  1. Включаем детей в повседневную домашнюю работу, лично мне нравиться как это делается по методу Монтоссори.
  2. Логические игры с игрушками, с раздаточным материалом, карточками.
  3. Пазлы, домино, лото.

Органы осязания — сенсорное развитие

  1. При ежедневном общении и во время провождения уроков.
  2. Игры с бытовыми предметами — чтобы ребенок научился определять предмет по звуку.
  3. Угадывание предмет на ощупь, запах, вкус.

Речь, словарный запас

  1. Изучать цифры различными способами, лучше во время повседневной работы, а не во время уроков.
  2. Изучать буквы- во время повседневной работы.
  3. Научить детей читать, например маленькие рассказы.
  4. Сопоставлять цифры, научить считать количество игрушек.
  5. Вставлять слоги, слова, фразы в ритмичные стишки
  6. Составлять рассказ по выбранной теме, или по смысловой картине из книги.
  7. Пересказывать сказки, историй — сначала мама, после дети.
  8. Отгадывать загадки.
  9. Описывать предметы.
  10. Вести диалог с ребенком, можно по телефону.
  11. Читать вместе книги, прослушивать аудио сказки.
  12. Разучивать стихи.

Ежедневные жизненные навыки маленького мусульманина

  1. Семья — ходим и ездим как можно чаще к родным.
  2. Животные (как живут, чем питаются, что дают человеку, как и какие звуки издают, какой они имеют вид) — на картинках, в книгах и в живую чтобы дети видели.
  3. Изучить время, погоду, дни недели, времена года.
  4. Растения — картинки, в живую.
  5. Предметы и их предназначение, в живую показывать, давать трогать, нюхать, слушать. Проводить с детьми опыты (замораживать воду, смешивать краски, смешивать ингредиенты для теста, различные жидкости, смеси).
  6. Немного астрономии — рассказывать о Земле и планетах, звездах, солнце и луне.
  7. География земли. Детям очень нравиться урок географии даже в раннем возрасте. И как Аллах все это создал. Чем раньше вы объясните этот момент детям, тем лучше ребенок сможет понять и оценить этот мир.
  8. Общение и этикет между мальчиками и девочками, детьми и взрослыми и т.д .

Это очень краткий обзор того, что входит в планы уроков и режим дня для моих детей, но он может дать вам по крайней мере представлении, как нужно обучать детей, которые не ходят в детские сады.  Запомните что для плана урока и режима дня, ключевым моментом является сама обстановка и атмосфера,  где дети занимаются.

Надеюсь вы возьмете себе на заметку эту информацию, особенно если вы мама мусульманка. А может быть у вас есть что добавить по поводу плана воспитания и образования детей в домашних условиях?

Буду рада вашим отзывам и комментариям, а также полезным советам.

Подписывайтесь на обновления блога через RSS, или присоединяйтесь в соц. сетях  Facebook  и Instagram.

Записи в блоге несут характер, только для общих образовательных целей. Они могут или не могут иметь отношение к вашей конкретной ситуации; и они не должны использоваться в качестве замены индивидуальной профессиональной консультации, диагностики или лечения.

Практически все фотографии в этом блоге являются авторскими. Поэтому при копировании или цитировании материалов моего блога необходимо заранее спрашивать разрешения автора.

Если вас возникли вопросы то задавайте их ниже в комментариях. Если информация была полезная, поделитесь постом с друзьями и близкими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *